Почему абсолютно все любят Burning Man?

Oleg Tolstoy
4 min readNov 14, 2016

--

Что это такое?

Burning Man — это уже давно не фестиваль, хотя и фестиваль тоже. И даже не сообщество, хотя все больше людей на планете считают себя его частью. И даже не просто самое модное явление, которое сегодня происходит в мире. Это символ надежды человечества на жизнь в идеальном обществе.

Строго говоря, Burning Man — это фестиваль, проходящий в пустыне штата Невада, в 150 км от ближайшей цивилизации. Началось все около тридцати лет назад с небольшой вечеринки, когда компания ребят построила на пляже Сан-Франциско деревянную скульптуру, а затем сожгла плоды своего труда под музыку и танцы. Это простое и достаточно бессмысленное действие подняло так много потаенных смыслов и оказалось настолько нужно, что событие стало ежегодным, собирая все больше людей. В какой-то момент пляж перестал вмещать всех желающих и участники нашли для себя место на пустынных безлюдных просторах высушенного озера в гористой местности соседнего штата, добавив происходящему действу структуру фестиваля.

Фестиваль строится силами самих участников и волонтеров и представляет собой возникающий на одну неделю город в пустыне. Размерами этот город ограничен сейчас в 70 000 человек: больше не позволяет договоренность с законодательством штата Невада, на территории которого он проходит. Чтобы попасть в этот город, нужен билет. Билет очень трудно достать. Часть билетов продаются онлайн и можно (и нужно) попробовать билет купить: это похоже на лотерею. Часть билетов выделяются командам, которые строят для фестиваля крупные арт-объекты. Можно получить билет от человека, которому повезло купить, но который по каким-то причинам не сможет поехать. Билет стоит $400 и без билета попасть на фестиваль не получится.

За эти деньги организаторы (которые при этом являются некоммерческой организацией: они не зарабатывают денег и не получают зарплату — за исключением нескольких человек, которые посвятили жизни фестиваля все свое время) предоставляют, по сути, только разметку территории, отделяя улицы от жилых зон и организовывают туалеты. Все остальные деньги организаторы тратят на поддержку арт-объектов. Кому-то выделяют гранты, кому-то помогают с тяжелой техникой или с доставкой.

Все остальное жители города делают сами. Каждый приехавший на фестиваль должен позаботится о всем необходимым для своего проживания. Привезти еды, достаточно воды, устроить душ, привезти дискотеку или другое развлечение. Для решения этих задач они объединяются в команды. И получается, что каждая команда строит своего виртуального деревянного человека, которого виртуально сжигает всю неделю, так же как когда-то на пляже Сан-Франциско. Только теперь кто-то делает бар и бесплатно поит с утра до утра всех желающих; кто-то строит в пустыне кинотеатр или роллердром; кто-то строит любую арт-инсталляцию из чего угодно; а кто-то катается по пустыне на гигантском осьминоге, сжигающем из своих щупалец за ночь по 600 литров газа ради эффектного пламени. При этом одна из таких команд заранее строит главного деревянного человека, теперь уже гигантского, стоящего в центре города и которого так же, как и тридцать лет назад сжигают в кульминационный момент праздника.

Для чего это все нужно?

Фестиваль полюбили люди, которые формируют нашу будущую жизнь, придумывая новые вещи и новые концепции. Вся силиконовая долина вздыхает с облегчением на время проведения фестиваля, потому что все руководство и наиболее активные сотрудники уезжают на Burning Man в погоню за идеями и вдохновением. Здесь Марк Цукерберг готовит всем желающим сендвичи, а Илон Маск своими глазами наблюдает живой пример изолированной от мира колонии на Марсе. «А почему Кремниевой долине могла бы не понравиться идея безграничного пространства, в котором можно все, чего никто раньше никогда не делал?» отмечает главный по философии Burning Man Ларри Харви.

На фестивале запрещены деньги. Не в том смысле, что вас посадят в тюрьму, если найдут в кармане смятую купюру. А в том смысле, что участники фестиваля договорились между собой заменить экономику денег на экономику дарения. Абсолютно всё жители предоставляют друг другу бесплатно. Все соревнуются, как сделать первому встречному самый лучший подарок. И очень быстро оказывается, что самое лучшее, что можно подарить — это эмоции. Так и появляется город счастливых людей, понимающих какое это счастье тратить все свои силы на то, чтобы сделать чуть счастливее любого другого.

Точно так же люди договорились запретить для себя любую форму рекламы. При этом как внутри города, так и снаружи. Внутри города она и не нужна, а в обычной жизни бренд Burning Man нельзя использовать ни в какой рекламе. Часть доходов от билетов идет на оплату работы внушительного штата юристов, которые следят за этим — настолько это серьезный пункт в философии сообщества.

Все эти условия: отсутствие коммерции, запрет рекламы, дарение — а также другие, описываются десятью принципами Burning Man, которыми сообщество призывает руководствоваться во время фестиваля. Эти принципы лежат в основе того странного, но прекрасного общества, которое каждый год воссоздается в пустыне. А после проведенной в нем недели оказывается, что эксперимент по построению общества нового типа снова удался. И это понимание дает ощущение причастности к революции.

Сегодня Burning Man — это один из самых сильных брендов. Все, кто узнают про него, начинают его любить. Все, кто соприкасается с ним, становится адептом его десяти принципов. Все, кто побывали на Burning Man, говорят, что именно так на самом деле и устроен рай, оказывается, он даже вот с такими же песчаными бурями и палящим солнцем.

При этом отсутствие коммерции и рекламы на Burning Man — это не протест против капиталистического мира. Никто не станет спорить, что такое общество, живущее без денег, обходится каждому участнику очень дорого. Но никто не станет спорить и с тем, что, похоже, это именно то, что когда-то в будущем ждет все человечество при самом благоприятном исходе. И каждому хочется как можно скорее стать частью этого будущего.

Поэтому и развиваются региональные сообщества (чему головная штаб-квартира Burning Man усиленно способствует, следя за соблюдением принципов). Поэтому и устраивают они региональные мероприятия: сначала встречи, затем мероприятие Decompression, а затем, по мере роста, и региональный фестиваль. Делают это исключительно сами местные сообщества вдохновленных людей с “ожогом” в сердце, которые через совместное искусство и радикальное веселье хотят показать людям куда нужно делать следующий шаг в будущее.

Статьи на русском языке:

  1. Почему миллиардеры Кремниевой долины так одержимы фестивалем Burning Man?
  2. Фестиваль Burning Man — и его экономика
  3. «ЭТО ДАРИТ ТЕБЕ ЧУВСТВО ПРИЧАСТНОСТИ К РЕВОЛЮЦИИ»: ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ BURNING MAN

--

--